Про подсознание

Ненавижу беседовать с людьми на эту тему. Все почему-то понимают под ним какую-то таинственную хренотень, хотя понятие очень простое. Легче всего о нём рассказать на примере ходьбы человека.

Для начала разберёмся, что такое сознание. Когда вы идёте куда-то — на работу, в магазин — вы непрерывно думаете о чём-то. Вот то, чем вы думаете — это и есть сознание. Ура, разобрались.

Но ходьба — сложный процесс. Для неё необходимы две трети мышц всего организма. Даже для игры на музыкальном инструменте требуется куда меньше. Вы не сможете сделать и шага, если будете думать о том, как должна себя вести каждая мышца при ходьбе. Сознание не может отвечать за ходьбу: оно слишком медленно для этого.

Но как-то каждый день мы ходим и даже не задумываемся об этом. За ходьбу отвечает другая абстрактная часть мозга — подсознание. Оно может управлять ходьбой потому, что её производительность огромна — на порядки больше, чем у сознания.

Подобно директору компании, сознание может отдавать приказы подсознанию, но не может контролировать каждое действие, как не может начальник контролировать каждый шаг сотрудника. У него просто нет ресурсов для этого. Вы представляете себе маршрут до магазина, и ноги идут к нему, но при этом вы не контролируете каждую мышцу вашего тела, участвующую в этом процессе.

У подсознания есть свой недостаток — оно не умеет вести себя в непривычных ситуациях. Если на вашем пути вдруг вырастет стена, то ноги не будут сами искать обход. Для этого и существует сознание — для принятия решений в непривычной обстановке.

Второй недостаток в том, что подсознание требует времени для обучения. Мы тратим месяцы на то, чтобы научиться ходить, годы на обучение игре на музыкальном инструменте, до пяти минут — на запоминание горячих клавиш в приложении.

Подсознание хранит память практически всю жизнь. Научившись однажды ходить или ездить на велосипеде, второй раз учиться не понадобиться.

И на самом деле плохо то, что люди не понимают, что чем больше работы будет выполняться бессознательно, тем лучше. Во-первых, так быстрее. Во-вторых, так меньше ошибок. В-третьих, сознание остаётся свободно для работы, которая действительно требует мышления.

Именно поэтому я считаю тач-тайпинг одним из самых лучших моих умений. Не умей я набирать вслепую, я бы сюда ничего не написал. Когда я сажусь печатать, я думаю о том, как составить текст, а не о том, как его набрать. Пальцы работают сами и меня не отвлекают. Плохо только то, что мысли за ними не успевают.

Именно поэтому меня бесит программа «проводник». Он заставляет работать моё сознание там, где я этого не хочу. Когда-нибудь пробовали искать что-нибудь в «Programm Files»? Пока среди сотни одинаковых папок найдёшь то, что надо, по три раза забываешь, чего хотел. Автодополнение путей же, само собой, сделано через жопу.

Ей-Богу, мне куда проще нажать «~ / b tab p tab o tab d tab» и открыть файл «/home/komar/books/programming/ocaml/Developing Applications With Objective Caml.pdf», чем искать его мышкой. Потому что это занимает две секунды. Потому что это делается параллельно, бессознательно. Я просто думаю о книге про окамл, которая находится в моей коллекции книг по программированию, а открывается она сама по себе.

Именно поэтому я ненавижу сенсорные кнопки. Их нельзя запомнить тактильно, и тем самым они намертво обрубают возможность бессознательно их использовать.

Именно за это я люблю командную строку. Разумеется, к консоли Windows это не относится. Cmd.exe — это говно сорокалетней давности, как и вся операционная система.

Да, ориентированные на сознательное использование интерфейсы легки в освоении. Но не пользоваться же ими из-за этого каждый день, когда обучение бессознательному использованию часто длится не более пяти минут?

Кстати, я использовал сознание-подсознание в сравнении с директором-сотрудниками. Такая метафора не совсем корректна. Дело в том, что старшим братом из этих двух является именно подсознание. Здесь больше подойдёт аналогия с людьми в стране и их правительством. Не правители создают народ, а народ выбирает своих правителей. И этот же народ может жить и без них. В случае с правительством это называется отставкой, в случае с сознанием — гипнозом.

2 комментария

Filed under Без рубрики

2 responses to “Про подсознание

  1. > Ей-Богу, мне куда проще нажать «~ / b tab p tab o tab d tab» и открыть файл «/home/komar/books/programming/ocaml/Developing Applications With Objective Caml.pdf»

    в zsh это можно еще проще — ~/h/k/b/p/o/D.pdf

  2. Alexander Markov

    Во-первых, не «~/h/k/b/p/o/D.pdf», а «~/b/p/o/D».
    Во-вторых, «zsh: permission denied: /home/komar/books/programming/ocaml/Developing Applications With Objective Caml.pdf»
    В-третьих, да — zsh рулит и бибикает.

Добавить комментарий

